Искривление носовой перегородки – это патологическое состояние, при котором нарушена нормальная анатомия полости носа и отмечается затруднение носового дыхания различной степени выраженности. Данное заболевание является достаточно серьезным, поскольку влечет за собой патологические изменения со стороны многих ЛОР-органов (околоносовых пазух, ушей, глотки), а также способствует возникновению аллергических болезней дыхательной системы, различных невротических расстройств, головной боли, проблем с сердцем и т.п. Единственным действительно эффективным способом лечения искривления носовой перегородки считается хирургическая операция.

Основная функция носовой перегородки – правильное распределение воздушных потоков между правой и левой половинами носовой полости. Значение этого механизма было установлено в ходе серии исследований с применением магнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии.

Носовая перегородка делит вдыхаемый воздух на два равных потока, благодаря чему обеспечивается их линейное движение по дыхательным путям. Достигаются оптимальные условия для выполнения носовой полостью своих функций (согревание, очищение, увлажнение воздуха). При нарушении конфигурации носовой перегородки эти функции тоже нарушаются.

Искривление перегородки носа бывает физиологическим, травматическим, компенсаторным. В этих терминах кроются основные причины возникновения данной патологии:

• Неправильное развитие лицевого черепа, когда отдельные части носовой перегородки растут неравномерно, приводя к появлению патологических смещений, изгибов и гребней. Эта причина является самой частой.
  • Механические повреждения носа, которые более свойственны мужчинам, хотя встречаются и у маленьких детей. У них вывихи хрящей носа могут возникнуть в процессе родов. В последующем даже небольшой дефект приводит к неправильному росту анатомического образования.
  • Наличие в носовой полости полипов, инородных тел, гипертрофированных носовых раковин. Эти образования постепенно приводят к смещению перегородки в свободную сторону.

Симптомы искривления носовой перегородки

Без профессионального осмотра врачом-отоларингологом установить, что перегородка носа искривлена довольно сложно, но заподозрить наличие патологии можно самостоятельно по следующим характерным признакам:

• Затрудненному носовому дыханию с одной или с двух сторон. Этот симптом может быть очень выраженным или почти незаметным, поскольку организм постепенно подстраивается под новые условия, активируя различные компенсаторные механизмы
  • Постоянной отечности слизистой носа, жидким серозным выделениям либо ощущению сильной сухости в носовых ходах
  • Храпу
  • Частым носовым кровотечениям. Они развиваются вследствие истончения слизистой оболочки и поверхностному размещению капилляров над выпуклыми участками носовой перегородки
  • Хроническим головным болям
  • Снижению обоняния
  • Частым синуситам
  • Изменению формы носа. Это характерно для посттравматических состояний

При возникновении описанных симптомов стоит обратиться к специалисту для своевременного выявления патологии.

Лечение заболевания

Консервативное лечение при искривлении носовой перегородки носит лишь симптоматический характер и включает назначение процедур промывания носа физиологическим раствором и закапывания сосудосуживающих капель в нос. Если же у больного сильно нарушено носовое дыхание, его мучает храп, частые гаймориты и хронический насморк, то показано хирургическое устранение дефектов. При этом используют два вида оперативных вмешательств: менее травматическую эндоскопическую септопластику (моделирование носовой перегородки) или классическую подслизистую резекцию носовой перегородки, то есть полное удаление деформированной части анатомического образования.

Септопластика

Суть данного хирургического вмешательства заключается в извлечении измененной части носовой перегородки, ее моделировании и реимплантировании, либо прицельном удалении шипов, гребней и т. п. При этом на слизистой носа делают небольшие надрезы, чтобы получить доступ к костным и хрящевым тканям перегородки, на лице же никакие разрезы не производятся, все манипуляции осуществляются только через носовую полость под контролем эндоскопического оборудования.

Проводится септопластика, как правило, под местной анестезией. Продолжительность операции не превышает 40 минут. Если во время эндоскопического осмотра носовых ходов хирурги обнаруживают какие-либо патологические образования (полипы, разрастания носовых раковин и т.п.), проводится их удаление, поэтому вмешательство в таких случаях может длиться дольше.

После операции врачи устанавливают на 24-48 часов в носовые ходы пациента специальные тампоны, снабженные небольшими трубочками, которые позволяет больному начинать дыхание носом сразу после операции, что благоприятно сказывается на его самочувствии. После извлечения тампонов доктором, а позже самим пациентом проводится ежедневная гигиена носовой полости до полного заживления послеоперационных ран.

Подслизистая резекция носовой перегородки

Подслизистая резекция проводится при выраженных искривлениях, приводящих к полному отсутствию носового дыхания и серьезным функциональным расстройствам. В ходе хирургического вмешательства удаляют костные и хрящевые участки перегородки носа, при этом слизистая с двух сторон остается. Устранение искривления с помощью этой радикальной операции переносится пациентом хуже, чем эндоскопическая септопластика.

Подготовка к операции

Хирургические вмешательства на носовой перегородке проводятся только планово, после тщательного амбулаторного обследования пациента, необходимого для выявления возможных противопоказаний. К ним относят: нарушение свертываемости крови, декомпенсированный сахарный диабет, острые инфекции, раковые опухоли, обострение тяжелых хронических недугов.

При обнаружении у больного воспалительных изменений в носоглотке сначала проводится их лечение и только спустя 2 недели – операция. У женщин оперативное вмешательство планируется в промежутках между очередными менструациями.

Последствия

Возможные осложнения и последствия септопластики и подслизистой резекции перегородки носа:

• кровотечения
  • перфорации перегородки
  • раздражение и сухость слизистой носа
  • болезненность в носовых ходах

Эти состояния возникают редко, и в целом хирургическое вмешательство переносится пациентами хорошо, полноценное носовое дыхание возвращается к ним в среднем через 2 недели.

Прайс-лист на отоларингические услуги

Консультация и запись на прием оториноларинголога

Врачи-отоларингологи